Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса МБДОУ «Детский сад «Колосок»
С.Ивановка Оренбургского района
МБДОУ «Детский сад «Колосок» функционирует в помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим, противоэпидемическим требованиям и правилам пожарной безопасности, а так же психолого-педагогическим требованиям к благоустройству дошкольных учреждений.
Общая площадь здания 930кв.м.
Групповые комнаты и спальные комнаты во всех группах отделены друг от друга. Каждая из четырех групп имеет свой вход. Все группы в достаточной мере обеспечены детской мебелью, игровым оборудованием, развивающими игрушками.
В качестве ведущих направлений создания и совершенствования развивающей среды, мы рассматриваем следующие:
- выполнение требований санитарно-эпидемиологической станции с целью оптимизации условий развития и эмоционального благополучия ребенка;
- создание полноценной социальной среды развития ребенка, условий для разновозрастного взаимодействия между детьми и общения с взрослыми;
- создание в групповых помещениях условий для необходимого баланса совместной и индивидуальной деятельности детей, в том числе организации уголков уединения;
- оборудование и использование участка позволяющие организовать разнообразные формы педагогической работы с детьми и способствующие проявлению разных видов их активности;
- полифункциональное использование игрового, спортивного и другого оборудования с ориентацией на ребенка;
- учет половых различий детей;
- создание музыкальной среды.
Для этого в ДОУ имеются:
Музыкальный зал
. Оборудован фортепиано, музыкальным центром, магнитофоном, телевизором, детскими музыкальными инструментами, DVDдисками с музыкальными произведениями, яркими наглядными пособиями, дидактическими играми. Для театрализованной деятельности имеются различные театры, реквизиты, костюмерная, декорации.
Спортивный зал Для физической культуры имеются: спортивные комплексы, крупные модули, шведские стенки, маты, гимнастические скамейки, дуги для подлезания, мячи, мячи – хоппболы, канаты, скакалки, обручи, кегли, спортивные тренажоры и другое необходимое оборудование.
Медицинский блок соответствует требованиям САНПиНа. Там имеется: кушетка, шкаф аптечный, медицинский столик со стеклянной крышкой, холодильник, набор прививочного инструмента, средства для оказания медицинской помощи, весы медицинские, ростомер, лампа настольная, динамометр, тонометр, фонендоскоп, плантограф.
Методический кабинет. В нём собраны: наглядный материал, пособия для проведения всех видов занятий, материал для консультаций, библиотека с методической литературой и периодической печатью. Ведется накопление видеоматериалов проведенных мероприятий и познавательных видеофильмов для детей.
На территории находятся 4 прогулочные зоны (малые формы), игровая площадка с всевозможными развивающими снарядами , качелями, качалками, скамейками, горками, и другими формами
Групповые помещения оборудованы современной мебелью. В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного, активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной, познавательной и т.д. Они содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий. Организация и расположение предметов развивающей среды отвечает возрастным особенностям и потребностям детей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечают требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, что позволяет воспитанникам свободно перемещаться. В ДОУ по возможности создаются все условия для охраны и укрепления здоровья детей, для их полноценного физического развития. В каждой возрастной группе имеется инвентарь и оборудование для физической активности детей: мячи, кегли, скакалки и др. Есть приспособления для закаливания и самомассажа детей: массажеры, ребристые доски, пуговичные коврики и пр. Организация развивающей среды в различных возрастных группах имеют свои отличительные признаки.
В группах раннего возраста выделено большое открытое пространство, где дети могут играть с двигательными игрушками, имеются уголки по сенсорике с разнообразным материалом, есть центр песка и воды.
С целью экологического воспитания в каждой группе есть уголки природы где собраны коллекции гербариев, муляжи овощей, фруктов, грибов, фигурки диких и домашних животных, насекомые, птицы, семена, образцы неживой и живой природы, картины о природе, о ее богатствах и другие дидактические пособия.
Каждая группа имеет различные зоны, содержащие дидактические игры, пособия, методическую и художественную литературу, необходимые для организации разных видов деятельности.
В целях художественно-эстетического развития в группах оборудованы ИЗО уголки, в которых находятся столы, мольберты, различные виды бумаги, несколько видов карандашей, пластилин, глина, ножницы, трафареты, печати, шаблоны, краски, гуашь, восковые и жировые мелки, фломастеры, ножницы, кисти 3-х величин и разной жесткости, образцы народно-прикладного и декоративного творчества, соленое тесто, природно-бросовый материал для создания коллажей, наглядный материал по ознакомлению с жанрами живописи, скульптурой и т.д. Детские работы используются для оформления интерьера детского сада.
Для конструирования в группах оборудованы «Конструкторские бюро», где собраны различные виды конструкторов, в зависимости от возрастных возможностей детей: пластмассовые с различными видами соединений, деревянные, металлические, пазлы. Все они различаются по материалам и по видам сборки.
В группах также имеются материалы для исследовательской и экспериментальной деятельности: лупы, микроскопы, мензурки, магниты, различные материалы.
Кроме этого собраны пособия для ознакомления дошкольников с социальным миром, краеведением, живой и неживой природой: макет солнечной системы, карта мира, глобус, игры по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения и др.
Содержание речевых уголков соответствует возрастным и логопедическим особенностям детей.
Для развития игровой деятельности во второй младшей и средних группах развернуты уголки для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Поликлинника», «Парикмахерская», «Театр», «Прачечная», «АЗС», «Кафе», «Зоолечебница».
В старших и подготовительных группах созданы уголки: «Бюро путешествий», «Салон красоты», «Ветеринарная клиника», «Супермаркет», «Узел связи», «Автомастерская», «Мини-лаборатория», «Химчистка» «Конструкторское бюро» и т.д.
В группах имеются уголки по ФЭМП, где есть наглядные пособия по всем разделам математики, мелкий раздаточный материал, условные мерки, геометрические тела и фигуры, емкости для измерения жидких и сыпучих тел, большое количество дидактических и развивающих игры по счету, по развитию логического мышления.
Во всех группах ДОУ имеются музыкальные уголки и уголки театрализованной деятельности. В них представлены детские музыкальные инструменты, шумовые инструменты, музыкально - дидактические игры, портреты композиторов, различные виды театров, настольные театральные ширмы, шапочки для игр – драматизаций.
Таким образом, в нашем учреждении предметно-развивающая среда соответствует интересам детей, периодически дополняется и обновляется.
Материально-техническое оснащение детского сада
Помещение
|
Оборудование
|
Музыкально-спортивный зал
|
Музыкальное оборудование: пианино, музыкальный центр, наборы детских музыкальных инструментов (аккордеоны, металлофоны, погремушки, бубны, ложки), кукольный театр, маски и костюмы для инсценировок, ширма, нотный и демонстрационный материал, методическая литература, конспекты праздников и развлечений, аудиокассеты и DVD диски.
Физкультурное оборудование: спортивный комплекс, шведская стенка, баскетбольные кольца, стойки для баскетбола и волейбола, канат, мишени, обручи, гимнастические палки, маты, объемные модули, лыжи, мячи разного диаметра, массажные мячи, мячи подвесные, мячи для метания (набивные), фитболы, ребристые доски, стойки для подлезания, ориентиры, кольцебросы, мешочки с песком, тележки для пособий, гимнастические скамейки, нетрадиционное физкультурное оборудование, диски здоровья.
Атрибуты для проведения утренней гимнастики и подвижных игр: маски, флажки, ленточки, платочки, кубики и т.д. Методическая литература, пособия, картотека игр, считалок, занятий, конспекты спортивных мероприятий. Рабочая документация.
|
Методический кабинет
|
Столы, стулья, информационные стенды. Компьютер, универсальное оборудование (принтер/сканер/копир).
Справочная, психолого-педагогическая, методическая литература по программе «От рождения до школы» и другим альтернативным программам, переодические издания, нормативно-правовые документы, литература по управлению.
Библиотека детской художественной литературы, познавательная литература, портреты детских писателей, научно-популярная, психолого-педагогическая литература для родителей.
Методическая документация ДОУ.
Материалы по самообразованию в межаттестационный период, материалы из опыта работы педагогов.
|
Групповые помещения
|
Экологическое окно со сменным сезонным материалом, стенды «Уголок природы и погоды», календарь, познавательная литература о природе, дидактические игры; природный материал (шишки, листья, семена, песок), мекеты природных зон (Урал, Африка, Антарктида, Саванна и др.), с фигурками животных, проживающих в данной местности, оборудование для труда в природном уголке.
Полочка избыточной информации: (со средней группы) материалы и приборы для детского эксперементирования (лупы, микроскопы, колбы, мензурки, весы, пипетки, воронки, камешки, емкости с различными видами круп, семян, емкости разной вместимости, мерки, ложки и др.), познавательная литература, (Энциклопедии «Почемучки»); настольно-печатные игры по ОБЖ («Лото01», «Малыш и улица», «Как избежать неприятностей», и т.д.)
Краеведение: (средняя, старшая, подготовительная группы) материалы для ознакомления с историей, культурой, бытом родного края, России и народов мира; карты, глобусы, энциклопедии, познавательная литература; книги о жизни людей в древности, сказки и былины, тематический материал; каменная соль; Российская символика (герб, флаг).
Полочка красоты: иллюстративный и наглядный материал для ознакомления с предметами прикладного искусства, живописи, скульптуры, графики;
Центр изобразительной деятельности:
- Оборудование для самостоятельной изобразительной деятельности: карандаши, краски, трафареты, шаблоны, мелки, цветная бумага, альбомы для рисования и изготовления поделок. Оборудование для аппликации, альбомы с образцами художественных росписей, поделок и др.;
- Материал для ручного труда: образцы, нитки, иголки, пяльцы для вышивания, пуговицы, бусинки, кусачки ткани для аппликации и др.;
- Дидактические игры «Узнай роспись», «Составь картинку», «Укрась матрешку» и т.п.
Речевой центр: дидактические игры и пособия на развитие связной речи и звуковой культуры речи; наглядный материал (скороговорки, потешки, стихи и т.п.); словарь трудных слов, настенный алфавит или магнитная азбука, рабочие тетради по подготовки к обучению грамоте подготовке руки к письму (для групп старшего возраста); буквенные конструкторы, палочки для выкладывания букв.
Литературный центр: созданы условия для самостоятельного ознакомления детьми с художественной литературой и периодической печатью, художественная литература подобрана в соответствии с возрастом детей. Организуются тематические выставки книг, детей знакомят с портретами писателей и поэтов.
Центр математики: (со средней группы) дидактические игры на формирование способностей видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости; наглядный и счетный материал, занимательные и познавательные книги – головоломки, задачники; игры: «колумбово яйцо», «танграм», наборы геометрических фигур, модели часов для закрепления временных представлений, блоки, счетные палочки, цифры.
Центр сенсорного развития: (младший возраст) шнуровки, пирамидки, застежки, вкладыши, мозаики различного вида и размера, логические кубики, дидактические игры на восприятие, классификацию, сенсорные эталоны (цвета, формы, величины); игры и игрушки на развитие мелкой маторики, тактильных ощущений, дидактические столы.
Центр конструирования: конструкторы деревянные настольные и напольные для конструирования по программе «Детский сад - дом радости», другие конструкторы различных видов и размеров (пластмассовые. Деревянные. металические), мелкие игрушки, машинки и др.материал для обыгрывания построек, схемы для самостоятельного конструирования.
Центр здоровья и физического развития:энциклопедии «Расти здоровым», «Будь здоров, малыш» и др., выставки «Виды спорта», «Азбука здоровья», дидактические игры-раскраски: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу», «Какая у тебя осанка», «Как быстро ты растешь», «Следы на песке», «Сколько ты двигаешься»;
Оборудование для организации самостоятельной двигательной активности детей, развитие меткости, ловкости, координации движений и других физических качеств: мячи разные, обручи всех размеров, малый теннис, бадминтон, скакалки и др., оснащен традиционным и нетрадиционным физкультурным оборудованием; есть схемы общеразвивающих упражнений, картотека по видам спорта; оборудование для оздоровительных и закаливающих мероприятий (ребристые доски, тактильные коврики и т.д.); имеется спортивный инвентарь для физической активности детей на участке (городки, хоккей и т.д.)
Центр самовыражения: различные виды театров (кукольный, пальчиковый, теневой и др.);оборудование для разыгрывания сценок и спектаклей, организации игр драматизаций (зеркала, ширмы, маски, костюмы, занавес, и т.п.); музыкальные инструменты (колокольчики, бубны. Металлофон, дудки погремушки, маракасы и др.), в т.ч. изготовленные детьми и родителями самостоятельно, дидактические игры на развитие эмоций.
В младших группах для ряженья предлагают маски. Бусы, различные головные уборы, элементы костюмов, зеркала, сундучки.
Игровые уголки для организации сюжетно ролевых игр в соответствии с возрастом и интересами детей.
В младшем возрасте: атрибуты для игры в дом, детский сад, больницу, пассажирский транспорт (автобус, машина);
В средней группе: атрибуты для игры в парикмахерскую, магазин. Больницу, дом, транспорт (пароход, самолет);
В старшей группе: атрибуты для игры в дом поликлинику, детский сад, аптеку, супермаркет, кафе, автосалон, ферму.
В подготовительной группе: атрибуты для игры в детский сад, школу, музыкальную школу, кондитескую фабрику, перерабатывающий завод, ферму, кафе, аэропорт, аптеку, пожарную станцию, автомобильную парковку, автосервис, дом Барби, космодром и др.
В старшей и подготовительной группе есть уголок дорожного движения, где дети закрепляют знания о правилах дорожного движении и обыгрывают различные ситуации.
|
Медицинский блок
|
Шкафы для хранения медицинской документации, инвентаря, (электронные термометры, разовые шпатели), одежды, столы письменные, стулья.
|
Холодильник для хранения медицинских препаратов, шкаф для хранения препаратов неотложной помощи, медикаментов, столик для оказания неотложной помощи, кушетка, ростомер, весы.
Кушетка, тубус-кварц, лампа кварцевая, облучатель бактерицидный.
|
Игровой материал и детская литература; стол, стульчик, детская кровать (2 шт).
|
Системой мер по совершенствованию материально-технической базы для реализации Программы предусматривается:
§ развитие развивающей предметно-пространственной среды;
§ обновление и пополнение экспозиций и экспонатов мини - музея дошкольной организации;
§ книги, иллюстрации, пособия, дидактический материал, диски с аудио и видео информацией, ноутбук, музыкальный центр, колонки, микрофон.
§ Работа с методической литературой.
В рамках программы представлены:
• Презентация авторских дидактических игр «Собери картинку», «Разрезные картинки», «Цифра за цифрой», «Буква за буквой», «Буквы разлетелись», «Парные картинки», «Мой город», «Волшебный сундучок».
• Адаптированные познавательные рассказы о родном крае, городе: «Урал», «Оренбург», «История родного города», «Герб города Оренбурга», «Река Урал», «Оренбургский пуховый платок», «Многонациональный Оренбург», «Памятники Оренбурга».
• Альбомы «Мой город и его прошлое», «Оренбуржье», «Улицы моего города», «Костюмы народов Оренбуржья», «Художник Лукиан Васильевич Попов», «Редкие животные», «Блюда национальной кухни».
• Информационный материал для педагогов способствующий повышению уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства в вопросах патриотического воспитания детей.
• Организация работы мини-музея «Родной свой край люби и знай».
Сведения о состоянии материально-технической базы
№ п/п
|
Наименование
|
% обеспеченности
|
1
|
Оборудование и сантехника
|
70
|
2
|
Жесткий инвентарь
|
90
|
3
|
Мягкий инвентарь
|
90
|
4
|
Состояние здания
|
80
|
5
|
Состояние участка
|
60
|
6
|
Состояние внутреннего помещения
|
90
|
Из таблицы видно, что детский сад оборудован для полного функционирования на 80%. Большая часть МТБ образовательного учреждения требует постоянного косметического ремонта и обновления.
Сведения о состоянии учебно-методической базы ДОУ
№ п/п
|
Наименование
|
% обеспеченности
|
1
|
Игрушки
|
80
|
2
|
Музыкальные инструменты
|
50
|
3
|
Предметы декоративно-прикладного искусства
|
70
|
4
|
Картины, репродукции
|
70
|
5
|
Наглядные пособия (коллекции, чучела, муляжи…)
|
80
|
6
|
Технические средства обучения
|
50
|
7
|
Детская литература
|
80
|
8
|
Методическая литература
|
90
|
Учебно-методическими пособиями детский сад укомплектован на 100%. Задача оснащения предметно-развивающей среды остается одной из главных. В детском саду организовано пятиразовое питание (завтрак, второй завтрак обед, полдник, ужин).
Безопасность дошкольного учреждения обеспечена контролем за пропускным режимом, дежурством сторожей в ночное время. С детьми и персоналом 1 раз в квартал отрабатываются навыки эвакуации при пожаре. С сотрудниками проводятся семинары – практикумы по правильному пользованию огнетушителем.
Методический материал и средства обучения и воспитания
№ п/п
|
НАИМЕНОВАНИЕ
|
1
|
Демонстрационный материал
|
«Профессии»
|
2
|
«Времена года»
|
3
|
«Птицы наших лесов»
|
4
|
«Городские птицы»
|
5
|
«Дикие и домашние животные»
|
6
|
«Овощи ,фрукты, ягоды»
|
7
|
«Посуда»
|
8
|
«Насекомые»
|
9
|
«Инструменты»
|
10
|
«Транспорт»
|
11
|
«Кустарники и деревья»
|
12
|
«Мебель»
|
13
|
«Мои любимые сказки»
|
14
|
«Спорт»
|
15
|
«Азбука здоровья»
|
16
|
«Геометрические фигуры»
|
17
|
«Все для счета-3»
|
18
|
Серии картин
|
«Части суток»
|
19
|
«Виды транспорта»
|
20
|
«Времена года»
|
21
|
«Моя семья»
|
22
|
«Фрукты – овощи»
|
23
|
Картины А. Барто для заучивания стихотворений
|
24
|
Образцы творческих работ воспитателей из картона, природного материала, цветной бумаги
|
25
|
Дидактические игры
|
«Животные и птицы»
|
26
|
«Большие и маленькие
|
27
|
«Круглый год»
|
28
|
«Растения вокруг нас»
|
29
|
«Овощное лото»
|
30
|
«Грибы»
|
31
|
Логическое домино
|
32
|
Двигательно – математическая игра «Цифры – число – количество»
|
33
|
Логические «Блоки Дьенеша»
|
34
|
Палочки Кюизенера «Волшебные дорожки»
|
35
|
Развивающий материал «Удивляйка»
|
36
|
Развивающие головоломки
|
37
|
Развивающая рамка - игра
|
38
|
«Дюймовочка»
|
39
|
«Козлята и волк»
|
40
|
«Колобок»
|
41
|
«Теремок»
|
42
|
«Зайкина избушка»
|
43
|
Мозаика
|
44
|
Развивающая игра «Чудесный мешочек»
|
45
|
Настольная игра «Определи геометрическую фигуру»
|
46
|
Магнитная доска с цифрами
|
47
|
Набор картинок из геометрических фигур
|
48
|
Настольный строительный материал «Построй город»
|
49
|
Дымковские игрушки
|
50
|
Наглядно – демонстрационный материал
|
Выставка детских рисунков
|
51
|
Подбор рисунков из журналов
|
52
|
Подбор работ мастеров народного и декоративно – прикладного искусства
|
53
|
Таблица последовательности лепки и рисования
|
54
|
Расписные деревянные ложки
|
55
|
Набор деревянных матрешек
|
56
|
Наборы резиновых игрушек для коллективного счета
|
57
|
Картинки для решения логических задач
|
58
|
Предметные таблицы для изучения цифр
|
59
|
Математическая лесенка
|
60
|
Наборное полотно
|
61
|
Фланелеграф
|
62
|
Конструкторы «Лего»
|
63
|
Настольный строительный материал «Построй город»
|
64
|
Модули
|
65
|
Колокольчики
|
66
|
Атрибуты для подвижных игр
|
67
|
Картины и игрушки для составления описательного рассказа
|
68
|
Тетради для развития мелкой моторики рук при помощи карандаша – штапма «Маленький помощник»
|
69
|
Альбомы для рассматривания по темам
|
70
|
Музыкальные инструменты - гармошка, бубен, дудочка, барабан и др.
|
71
|
Набор плоскостных геометрических фигур
|
72
|
Наборы полосок для сравнения величин
|
73
|
Кубики из пластмассы
|
74
|
Физическая культура
Раздаточный материал и оборудования
|
Спортивная форма
|
75
|
Кубики
|
76
|
Флажки
|
77
|
Мячи
|
78
|
Обручи
|
79
|
Скакалки
|
80
|
Шишки
|
81
|
Массажные валики с шипами
|
82
|
Гимнастические палки
|
83
|
Гантели
|
84
|
Беговая дорожка
|
85
|
Велотренажеры
|
86
|
Гимнастическая скамья
|
87
|
Массажные дорожки
|
88
|
Гимнастические дуги
|
89
|
Маты
|
90
|
Мостики
|
91
|
Тоннели
|
92
|
Качки
|
93
|
Резиновые массажные коврики
|
94
|
Канат
|
95
|
Кегли
|
96
|
Хоккей
|
97
|
Кольцеброс
|
98
|
Баскетбол
|
99
|
Сюжетно – ролевые игры
|
«Магазин»
|
100
|
«Парикмахерская»
|
101
|
«Доктор Айболит»
|
102
|
«Автосервис»
|
103
|
«Семья»
|
|
Уголок природы
|
|
Раздаточный материал
|
104
|
Набор цифр
|
105
|
Набор картинок для индивидуального счета
|
106
|
Карточки с геометрическими фигурами
|
107
|
Набор плоскостных геометрических фигур
|
108
|
Полоски для сравнения
|
109
|
Флажки для определения: лево-право
|
110
|
Наборы игрушек для счета «Матрешки», «Грибочки»
|
111
|
Счетные палочки
|
112
|
Шаблоны для закрепления счета
|
113
|
Альбомы для рисования
|
114
|
Гуашь
|
115
|
Кисточки
|
116
|
Цветные карандаши
|
117
|
Салфетки
|
118
|
Шаблоны
|
119
|
Пластилин
|
120
|
Бумага цветная
|
121
|
Картон цветной и белый
|
122
|
Раскраски
|
123
|
Трафареты
|
124
|
Фломастеры
|
125
|
Шишки, желуди
|
126
|
Перья, фасоль
|
127
|
Сухие веточки, семена, листья
|
128
|
Клей
|
128
|
Ножницы
|
130
|
Средний строительный материал
|
131
|
Кубики из пластмассы
|
|